Новости мирового рынка пантов
С 25 марта по 1 апреля 2013 года мы с А.П.Поповым, директором мараловодческой фермы «Курдюм» и руководителем Союза мараловодов Сибири находились в рабочей поездке в Южной Корее. Общей задачей командировки было желание изучить современные тенденции в развитии мирового рынка пантов.
Во-первых, мы постарались выяснить, что из себя представляет пантовое оленеводство как отрасль в самой Южной Корее и это оказалось очень важным для правильного понимания корейского рынка пантов как пока еще основной части мирового пантового рынка.
С 25 марта по 1 апреля 2013 года мы с А.П.Поповым, директором мараловодческой фермы «Курдюм» и руководителем Союза мараловодов Сибири находились в рабочей поездке в Южной Корее. Общей задачей командировки было желание изучить современные тенденции в развитии мирового рынка пантов.
Во-первых, мы постарались выяснить, что из себя представляет пантовое оленеводство как отрасль в самой Южной Корее и это оказалось очень важным для правильного понимания корейского рынка пантов как пока еще основной части мирового пантового рынка.
Встреча с председателем Ассоциации оленеводческих хозяйств Южной Кореи (Korea Deer Breeders Association) господином Ю-Хван Чангом (Yu-Hwan Chung) в Сеуле прошла очень доброжелательно. Мы выяснили, что пантовое оленеводство в самой Республике Корея сокращается, но все еще остается значительным. Если в 2002 году в Южной Корее было 200 тыс. оленей, то в 2013 году осталось 60 тыс. оленей. Разводить оленей в Южной Корее начали с 1950-х годов. Как отрасль оленеводство оформилось с 1990 года. Олени выращиваются во всех 8 провинциях страны. Общее поголовье состоит из трех видов оленей:
1. Вапити - 25% (15 тыс. голов)
2. Европейский благородный олень – 15% (9 тыс. голов)
3. Пятнистый олень – 60% (36 тыс. голов)
Разведением оленей занято 5 тыс. ферм. Средняя ферма – 11 оленей, но есть фермы и по 1000 оленей. Продуктивность оленей по видам следующая:
1. Вапити –
2. Европейский благородный олень –
3. Пятнистый олень –
Всего в год, по нашим расчетам, в стране производится около 130 т сырых пантов, хотя в ассоциации нам сказали о цифре 180 т. В любом случае, это достаточно много. Мы услышали, что порогом окупаемости фермы является поголовье от 20 до 40 оленей (в зависимости от их вида). Питание оленей производится, главным образом, за счет импортируемых кормов (люцерна, овес, ветки дуба и т.д.) Оленеводы продают на рынок следующие виды товаров и услуг:
1. Панты сырые
2. Разные виды готовой продукции из пантов (в виде напитков или в капсулах)
3. Услуги по посещению оленников
4. Питание и проживание туристов на ферме
5. Сувениры.
Ассоциация оленеводов существует уже 39 лет, представлена во всех 8 провинциях (всего 38 ответвлений), имеет хороший офис в Сеуле и несколько сотрудников. Ассоциация очень тесно сотрудничает с отраслевым министерством Правительства Южной Кореи. Ежегодно 20-30 июля в разных городах проводятся фестивали оленеводов. Обязателен конкурс пантов, на который должны выставляться панты весом не менее
В Южной Корее издается специальный отраслевой журнал «Journal of Korean Deer Farm». Его президент Сьонг-Пил Хи (Seong-Pil Hee) также присутствовал на встрече с нами.
Президент ассоциации Ю-Хван Чанг показал нам свою ферму в провинции Канвондо, где содержится несколько сотен оленей-вапити. Мы увидели фактически стойловое содержание оленей на откормочных площадках, правда, с достаточно большой территорией для выгула. Тяжелые олени-вапити полностью разбивают копытами крутые склоны для выгулов, и им мало что остается от скромного травостоя. Дорожки на ферме забетонированы, что удобно как для подвозки кормов, так и для туристов. Для последних на деревьях внутри фермы развешаны даже громкоговорители для трансляции музыки.
На ферму летом приезжает одновременно до 300 туристов на автобусах, есть зал питания туристов на 160 посадочных мест. Все панты этой фермы перерабатываются на собственном производстве в тонизирующие напитки и продаются прямо на ферме. На высоком месте внутри оленника похоронена мама 65-летнего президента ассоциации, и нам стало ясно, что он ни при каких обстоятельствах не бросит этот семейный бизнес, которым занимался и его отец.
Таким образом, мы узнали, что панты, выращиваемые в самой Южной Корее в объеме 130 т ежегодно, в основном идут на переработку и реализуются в виде готовых товаров на внутреннем рынке этой отрасли. Объем продаваемых ежегодно продуктов и услуг от 50 до 80 млн. долларов США.
Во-вторых, мы официально встретились с вновь избранным президентом ассоциации экспортеров и оптовых продавцов пантов в Южной Корее господином Тай-Хван Аном (Tae-Hwan Ahn). Нам удалось узнать из разговора, что ежегодно Южная Корея потребляет примерно 200 т сухих пантов. Поставщиками являются:
1. Новая Зеландия 500 т сырых пантов (две срезки)
2. Россия 45 т сухих пантов
3. Канада и США 100 т сырых пантов (в основном, контрабанда)
4. Китай 40-50 т сухих пантов
5. Австралия 20 т сырых пантов
6. Южная Корея 20-30 т сырых пантов
7. Казахстан 5 т сухих пантов
Почти все сырые панты консервируются в Китае или Южной Корее. Практически все эти панты используются для лечебных целей. У оптовиков панты покупают 12 тыс. клиник народной медицины. Такие клиники очень похожи на наши небольшие физиоотделения, где, помимо иглоукалывания и других процедур, врачом назначаются многокомпонентные отвары с содержанием, в том числе, пантов. На одну порцию отвара идет, как правило 4-
Российские панты по качеству консервации в целом хуже новозеландских, но врачи, тем не менее, по эффективности отдают первенство российским (читай – алтайским) пантам.
Мы посмотрели, как готовят пантовые слайсы (тонкие срезы) две корейские экспортные фирмы. Наши врачи Роспотребнадзора закрыли бы такие производства через пять минут.
Самое ценное биологически активного сырья – обязательно из Сибири, как написано на этикетках. Врачи, кстати, чтобы не купить подделку под русские панты, стали через таможню получать данные, откуда привез панты тот или иной оптовик, но, видимо, помогает не очень. Через город Далянь и Гонконг идут, по словам корейских экспортеров, в Китай контрабандные панты из Канады и «превращаются» в новозеландские и российские панты. И это при том, что экспорт пантов из России в Китай почему-то запрещен.
К каким же предварительным выводам мы пришли в ходе поездки?
1. На наших глазах с 2012 года активно начал формироваться новый китайско-корейский объединенный рынок пантов, потенциал которого не менее 500 т сухих пантов в год. В основе этого объединенного рынка лежат разные предпочтения китайцев и корейцев по использованию отдельных частей одного панта:
а) верхушки пантов (tips) скупаются для богатых китайцев по цене 1800-2000 долларов за килограмм (5-10% панта);
б) средняя часть панта идет на слайсы для корейских клиник и аптек народной медицины по цене 600-700 долларов США за килограмм (50-60% панта);
в) оставшаяся часть панта (комель) идет по цене 400-450 долларов за килограмм на приготовление готовых форм продуктов с содержанием пантов (35-40% панта).
Готовые формы продуктов (напитки, настои, мази, капсулы) очень распространены уже сейчас в Китае, в Корее они также продаются неплохо. Особенно предпочтение таким формам отдает молодежь, которая в силу возраста удобство ценит выше, чем лечебный эффект.
2. По наблюдениям, Попова А.П., количество бизнесменов, работающих с пантами в Южной Корее, не растет и даже сокращается. На китайском же пантовом рынке появляются молодые, но вполне солидные бизнесмены, которые, очевидно, будут старшими партнерами у корейских коллег. Примеры таких союзов мы уже отметили в этой поездке. В корейской ассоциации 40 человек-бизнесменов, в том числе 10 импортеров пантов. Ассоциация собирается раз в два месяца, и в неформальной обстановке ее члены обсуждают вопросы работы с таможней, налоговой инспекцией и другие. По обсуждаемым вопросам они договариваются о согласованном поведении на рынке. У китайцев ассоциации нет, но договариваться они умеют не хуже корейцев.
3. В поездке корейские бизнесмены вежливо, но прямо говорили нам, что мировой рынок пантов меняется, но российский пантовый бизнес на это никак не реагирует («стоит на месте»):
а) не улучшается качество консервации алтайских пантов и только из-за этого новозеландские панты, обладая значительно меньшим лечебным эффектом, продаются, тем не менее, дороже;
б) не способствует эффективным продажам алтайских пантов большое количество их продавцов. Председатель ассоциации посоветовал сконцентрировать продажи пантов, по его словам, «через одну дверь»;
в) мировой рынок меняется, усложняется, а внутренние правила на отечественном российском рынке еще более усложняют работу мараловода и переработчика пантового сырья: запретили перевозку сырых пантов внутри России, объявили, что прикроют производство БАДов из пантового сырья и т.д.
Мы не привезли из этой поездки готовых ответов, как алтайским мараловодам улучшить сотрудничество с региональной властью и между собой, как улучшить консервацию пантов или как совершенствовать хозяйственную деятельность мараловодческих ферм в целом. Ответы на эти и другие жизненно важные вопросы развития отрасли надо вместе искать дома, но отталкиваться при этом от того, что происходит на мировом рынке пантов.
Фролов Н.А., к.э.н.