Глава 1. Олень и человек. Разведение оленей — отрасль мирового хозяйства
Совершенно очевидно, что Горный Алтай становится одним из лучших зеленых санаториев России. Наряду с удивительной природой и климатом, все больше интереса начинают вызывать оздоровительные технологии, основанные на использовании пантового сырья от знаменитого сибирского благородного оленя.
Одни из красивейших животных Земли — олени — относятся к подотряду жвачных животных, представляющих собой самую разнообразную и процветающую современную группу парнокопытных. Появились олени в олигоцене в Юго-Восточной Азии, отделившись от оленьков. Рис. 1

Истории жизни человека и оленя неотделимы. На территории древней стоянки Усть-Каракол (Республика Алтай) были обнаружены кости бизона и марала, живших 29 тысяч лет тому назад. Десять тысяч лет назад в период мезолита в Горном Алтае древние люди охотились в основном на таких животных, как марал, косуля, архар, як и др. Четыре тысячи лет до н.э. во времена Афанасьевской культуры население древнего Алтая уже занималось скотоводством, но охота на марала, косулю, реже — лося, яка оставалась важнейшим занятием человека. Позднее (Пазырыкское время, VI-II века до н.э.) на марала и косулю человек охотится уже с использованием лошади и собак. Появляется обмен с Древним Китаем.
На территории нынешнего Азербайджана в VII веке до н.э. скифами было основано Скифское царство, но основная масса скифов в течение многих веков обитала на обширных пространствах от Алтая до Дуная. Себя они называли «саками» (от «сака» — олень).
С точки зрения первобытного человека, природа (мир) была единой, а боги, звери и люди были равными перед ней. Именно звери и люди являются древнейшими персонажами первобытной мифологии.
Ранний период жизни человека характеризуется постоянным соперничеством охотничьих качеств человека и животного. Именно эти качества — промысловые, силовые, скоростные, по которым зверь превосходил человека, выделялись и ценились человеком. Благодаря этому оленю логично начинали приписывать «сверхъестественные» черты [100].
Во всем мире первобытные люди часто устанавливали магическую (энергетическую) связь не только с неживыми предметами, но и с животными. Они почитали животных за их превосходство в силе, храбрости, хитрости и приписывали им душу, способную, подобно человеческой душе, жить после смерти тела и сохранять свои прежние положительные и отрицательные черты. Возникли представления о родстве той или иной группы людей, а также рода и племени с тем или иным видом животных. Такой мифический первопредок рода — «тотем» — соединяет в себе черты человека и соответствующего животного (тигра, оленя, лося, медведя), а может быть одновременно и тем и другим. Подобные мифы известны почти у всех народов.
В сказаниях, легендах и мифах народов мира олень ассоциируется с Востоком, восходом, светом, чистотой, обновлением, созиданием и духовностью. Взрослый олень-самец — это солнечная эмблема изобилия, его ветвистые рога символизируют у американских индейцев и некоторых других народов Древо Жизни, солнечные лучи, долговечность и возрождение, поскольку смена рогов происходит периодически. Олень также связан с мужеством и страстностью, а в Китае — с богатством и удачей, слово «олень» там — омоним слова «изобилие».
Наиболее характерные признаки оленя — стремительность, грация и красота. По этой причине, возможно, оленя связывают с поэзией и музыкой. В результате наблюдений за его повадками как в европейской, так и в японской традиции возник связанный с оленем символ одиночества. Кельты верили, что олени — основное животное в волшебных стадах богов. Олени предстают также как чудесные вестники и проповедники, указывающие героям путь к их цели.
В корейской сказке «Легенда о трех неравных сыновьях» олень указывает дорогу к богатству, а в «Сказке о благородном олене» — приводит странника к целительному женьшеню. По легенде, именно олень привел гуннов-охотников в богатую Скифскую землю. В башкирской мифологии олень выступает в роли священного животного, спустившегося с неба и связанного с культом солнца.
Мотивы «олень-небо» и «олень-солнце» широко представлены в мифологии индоевропейских, кавказских, урало-алтайских народов, китайцев, японцев, ирокезов Северной Америки и др.
Олень — один из главнейших персонажей индоиранских и тюрко-монгольских мифологий — часто воплощен в петроглифах (наскальных изображениях) Алтая в виде солнечного фантастического животного. Его космическая сущность легко определяется тем, что на рогах отдельных оленей изображен древнейший солярный символ — диск с лучами. На территории Горного Алтая на памятниках наскального искусства практически повсеместно встречаются изображения оленя.
В христианской иконографии топчущий землю олень — эмблема уничтожения зла, а в Библии встречается аналогия между оленем, жаждущим воды, и человеческой душой, жаждущей Бога. Эти сравнения стали причиной того, что самец оленя часто символизирует набожность. Именно с этим значением оленя изображают на крестильных купелях, а также в религиозной живописи — пьющим у подножия креста. Таким образом, с древних времен олень для человека является определенно чем-то большим, чем просто источник пищи.
Еще древние греки подсмотрели у оленя мистический дар инстинктивно распознавать лекарственные растения. В изобразительном искусстве олень, раненный стрелой и держащий во рту пучок целебных трав, считается символом любовного томления. Но важно и интересно то, что уже в древности оленям приписывали целебные силы.
Древняя китайская медицина более всего ценила из лекарственных животных именно оленей. Олень был известен китайскому народу практически до расцвета китайской медицины. Упоминание об оленях встречается во многих древних литературных работах, включая Ших-Чинг («Книга-одд» 900-500 лет до н.э.), Эрх-Иа («Литературный толкователь» 700-200 лет до н.э.), Хоу-Ли («Ритуалы династии Хоу» 700-200 лет до н.э.) и Шан Хаий Чинг («Классика гор и морей», 500-200 лет до н.э.)
Олени, особенно пятнистые, которые были наиболее распространены в Китае, известны как животные, приносящие здоровье и долголетие. В китайской мифологии боги ездили верхом на разных животных, а бога долговечности всегда сопровождал пятнистый олень, символизирующий роль талисмана медицинских ценностей.
Первая запись о применении в медицине оленьих рогов найдена на шелковом свитке, извлеченном из ханской гробницы в китайской провинции Хунан. Погребение в ханскую гробницу датируют 168 годом до н.э. На шелковом свитке было несколько медицинских трактатов, включая главу рецептов для 52 заболеваний. В трех рецептах использовались оленьи рога, оленина и клей из рогов оленя.
Более систематические записи о медицинских достоинствах различных органов оленя были собраны в сериях китайских травников (penptsao — Пентс ао). Прототипом Пентс ао считают считают Шенг Нанг Пентс ао (200 лет до н.э.). В него были включены оленьи панты, окостеневшие рога и клей. Число оленьих органов, использующихся в медицине, со временем значительно выросло. Так, в 502-577 годах н.э. добавилось еще семь органов. В первом официальном Пентс ао, подготовленном во времена династии Танг (659 год), число используемых в медицине оленьих органов достигло 12. Прославленный Конг Му (1590 год) поднял их количество до 21, а в 1765 году к списку прибавилось еще три органа. В энциклопедии китайской медицины (1977 год) зарегистрировано 25 частей оленя, применяемых для лечения больных: панты, рога, клей из рогов, кости, мозговая часть и спинной мозг, пенис, семенники, оленина, головной клей, головное мясо, сухожилия, кровь, желчный пузырь, щитовидная железа, экскременты, меконий, плод, неперевариваемое молоко, кости нижней части конечностей, хвост, желудок, желудочные экскременты.
Такое множество оленьих частей, применяемых для поправки здоровья, делает его наиболее используемым лекарственным животным в китайской медицине, занимающим первостепенную позицию, аналогично женьшеню среди лекарственных растений.
Тибетская медицина возникла и развивалась под влиянием двух культур — индийской и китайской. Она появилась в Индии в середине VII века до н.э. и вместе с буддизмом распространялась в Тибете и в Китае. Индусские мудрецы «риши» на пальмовых листьях писали свои «веды» о лекарственных средствах растительного и животного происхождения и их применении при различных болезнях.
В основе всей тибетской науки врачевания лежит трактат «Чжуд-ши». Это сочинение описывает 404 болезни, дает 360 практических наставлений для лечения, 1200 способов лечения. Многовековой опыт и мудрость многих поколений людей из народа, занимавшихся врачеванием, позволили отобрать не только самые эффективные растения, но и лекарства животного происхождения.
В атласе тибетской медицины подчеркивается, что мясо оленя является жаропонижающим средством, рога оленя полезны при отравлениях, а кровь оленя используется для прекращения маточных кровотечений. Лечебными являются помимо этого жир оленя, мозг оленя, клей из рогов оленя, клей из шкуры оленя, содержимое желудка и кишечника оленя.
В 1590 году китайский врач в третьем поколении Ли Ши-Чжень создал фундаментальный медицинский труд «Бэнь-Цао Ган Му». Эта энциклопедия медицины, фармакологии, минералогии, металлургии, ботаники и зоологии, над который Ли Ши-Чжень работал 40 лет, цитирует 952 автора, объединяет 4000-летний опыт китайской медицины в 52 главах и содержит 11 096 рецептов, в том числе рецептов с использованием частей оленя.
Наиболее ценная часть оленя — рога, особенно панты, — становится очень дорогим товаром и эффективным средством оздоровления высшего порядка наряду с женьшенем. В 1661 году миссионер Шаль фон Бель сообщал в своих письмах из Китая в Европу, что евнухи опаивают императора зельями — пантами и женьшенем, и тот погряз в любовных утехах.
Китайская медицина рекомендует панты для лечения импотенции у мужчин. Ли Ши-Чжень приводит народную песню о «пантовом снадобье»:
Я не щадил крестца и мой дракон опал,
Ночной порой он в яшмовую залу не попал,
Пей пантовый настой — родник жемчужных струй,
Пока не выскочит кошачий дьявол «чуй»!
Ли Ши-Чжень приводит также перечень показаний к применению пантов. Панты увеличивают жизненную силу, укрепляют волю, мышцы и кости, излечивают общее истощение, ослабление зрения и слуха, применяются при лечении ревматизма, остеомиелита, маточных кровотечений, сперматореи и многих других заболеваний.
Рецепт Ли Ши-Чженя против кашля: берут 60 г корня женьшеня и 60 г рога оленя (панты). Делают чай из мяты и разваренной сои. Размолотые и смешанные вместе панты и женьшень принимают три раза в день.
Дневная доза −9 г. порошка. Запивают мятно-соевым чаем.
Для лечения каждого заболевания используются различные способы приготовления препаратов из пантов. На первом месте стоят «пилюли пятнистого дракона», в состав которых входят панты, обжаренные в масле, олений роговой клей, настои и отвары семи различных растений и некоторые другие компоненты. Эти пилюли используются как универсальное тонизирующее средство. Пантовая вытяжка на вине, также с добавлением ряда трав, используется для лечения половой слабости. Кроме того, рекомендуются порошок пантов и рога, роговой клей, свежая кровь оленя и другие его части, как правило, в сочетании с растительными продуктами.
В 1751 году Китай посещает шведский капитан Питер Осбек, который затем в своем сочинении «Путешествие в Восточную Индию и Китай» пишет, что «... в аптеках, которых здесь очень много, на полках и стенах громоздятся оленьи рога и множество сушеных трав, у нас неизвестных». В 1768 году Корея активно продает в Японию и Китай «порошок из костей тигра, панты оленя», а еще рв начале XVII века, на деньги, вырученные за женьшень, меха, панты и другие дары тайги, маньчжуры создают свою армию и державу на Дальнем Востоке.
Многие древние рецепты из пантов и вторичного сырья оленеводства сохранились до настоящего времени. В современном Китае оленьи части входят в состав 76 видов таблеток, которые могут быть классифицированы по пяти группам, включая 48 тонизирующих таблеток, 23 лекарства для лечения геникопатии, 3 — для ревматизма и по одному для гастроинтестинальных и кардиоваскулярных проблем. В современной Южной Корее рынок пантов оценивается ежегодно более 1 млрд. долларов США, существует 18 видов лекарств с использованием пантовой продукции.
В фармакопее, парафармацевтике, косметологии в России XXI века уже разрешены к применению панты, кровь самца и кровь самки, мясо пантового оленя.
Можно с уверенностью утверждать, что в дальнейшем при развитии современных технологий переработки пантового сырья человеком для оздоровления будут успешно применяться и другие части пантовых оленей.
Интерес современного человека к оленю в отдельных частях Земли формировался по-разному.
До изобретения огнестрельного оружия человек принципиально не влиял на численность оленей в мире, хотя последние были всегда для него объектом охоты. С появлением ружья численность оленей стала повсеместно резко сокращаться.
В Европе (Италия, Англия, Германия и другие страны) уже в XII веке богатые землевладельцы стали разводить оленей для удовольствия и охоты.
Еще раньше, приблизительно 11 столетий до н.э., в Китае появились парки для содержания оленей с целью охоты на них и не только. Панты и эмбрионы оленей поставляли для высокопоставленных чиновников.
Разведение оленей в России напрямую связано с потребностями вначале китайского, а затем корейского рынков. Уже первые переселенцы в Сибирь и на Дальний Восток знали от коренного населения о лекарственной ценности пантов. В начале XX века в России ежегодно добывалось несколько тысяч маралов и пятнистых оленей. На территории только современной Республики Алтай, например, в 1896 году было заготовлено 6600 шкур и 1116 пар пантов маралов.
Исследователь П. Рычков, например, подчеркивал, что марал был первоначально степным зверем, но в начале XIX века уже ушел в горы вынужденно. Янковский Ю.М. в 1914 году писал, что еще в конце XIX века «дикие олени бродили по всей Приморской области и стада их насчитывали иногда несколько сот оленей, но с каждым годом зверь уничтожался самым безжалостным образом».
Одомашнивание марала и пятнистого оленя в Сибири и на Дальнем Востоке активно началось в конце XIX века. В Казахстане охотники братья Шарыповы, на Алтае — братья Черновы и Фомины, Фунтиков в Саянах, крестьянин-старовер Поносов и политический ссыльный поляк Янковский на Дальнем Востоке заложили основы пантового оленеводства России исключительно для удовлетворения потребностей китайского рынка в пантах.
В настоящее время формирование мировой отрасли оленеводства в основном состоялось. В скандинавских странах, Северной Америке и России разводится северный олень. Лидером в разведении северного оленя является Россия, хотя за последние 15 лет поголовье домашних северных оленей в стране сократилось с примерно 2,5 до 1,5 млн. голов. Северный олень является поставщиком мяса, шкур, но товаром являются также и рога северного оленя.
В странах Европы развиваются тысячи ферм, где разводится благородный олень, лань и реже — пятнистый олень. Развита организованная охота на оленей. Товаром являются оленина, охотничьи услуги, трофеи и шкуры оленей. Срезка пантов в Европе не практикуется.
В США и Канаде помимо северных оленей разводят лосей, ланей и несколько видов северо-американских оленей, в том числе вапити. Товаром являются оленина, охотничьи услуги и трофеи, а также панты оленей и рога лосей.
Трехдневный пакет охотничьих услуг в Канаде, например, составляет от 1,8 до 10 тысяч канадских долларов. В связи с закрытием рынков пантов Китая, Кореи, Новой Зеландии и Австралии (из-за болезни животных) для северо-американских оленеводов, пантовое оленеводство США и Канады вынуждено перестраиваться в основном на потребности внутреннего рынка: изготавливать препараты в капсулах и жидкой форме, развивать охоту и туризм.
В Африке существуют сотни фирм по разведению антилоп. В Кении, например, один га саванны позволяет получить 157 кг. биомассы антилопы и только 19-28 кг биомассы крупного рогатого скота. Уже в 1973 году на фермах Южной Африки и Намибии содержалось: 370 тысяч шпрингбоков, 350 тысяч импала, 98 тысяч куду, 97 тысяч блесбоков. Товаром являются мясо, охотничьи трофеи, шкуры животных.
Вполне определенно сформировалось развитие оленеводства в таких странах, как Китай, Южная Корея, Новая Зеландия, Австралия и Россия. Спрос на панты в Китае, а затем Южной Корее как на дорогостоящее лекарственное сырье определил разведение тех оленей, панты которых обладают наиболее сильным оздоравливающим эффектом на человека. Это пантовые олени: марал, изюбрь, пятнистый олень и красный олень (акклиматизированный в Новой Зеландии европейский благородный олень).
Самое большое (2,3 млн.) поголовье пантовых оленей в мире сейчас имеет Новая Зеландия. Здесь 4500 фермеров ежегодно производят 530 тонн замороженных пантов, около 30 тысяч тонн оленины.
Очень перспективным для развития пантового оленеводства является Китай, который уже сейчас содержит около 1 млн. оленей, в том числе почти 500 тысяч пятнистых оленей. Китай наращивает объемы импорта пантов, особенно из Новой Зеландии, а также становится центром переработки пантов.
Южная Корея, являясь основным потребителем пантов в мире (80% мирового рынка), демонстрирует высокие темпы развития собственного оленеводства. Уже в 2002 году в стране насчитывалось 12 тысяч ферм с общим поголовьем 160 тысяч оленей. За 10 лет темп роста составил 299%. Здесь разводят пятнистого, красного оленя и вапити. Огромный спрос на панты местного рынка гарантирует устойчивое развитие корейского оленеводства.
В 90-е годы прошлого столетия у пантового оленеводства России рыночные реформы открыли второе дыхание развития отрасли. К 2005 году в стране насчитывалось 184 оленеводческих хозяйства с поголовьем 77 тысяч маралов и 25 тысяч пятнистых оленей. Особенности разведения пантовых оленей в нашей стране при очень благоприятных условиях позволяют прогнозировать развитие отрасли до 100 тысяч маралов и 50 тысяч пятнистых оленей. Такое поголовье является незначительным для мирового рынка, и все перспективы развития отечественного пантового оленеводства должны быть связаны с повышением качества российских пантов на мировом рынке, а также развитием глубокой переработки пантового сырья и формированием внутреннего рынка препаратов из пантового сырья.